Таблица соответствия КВР и КОСГУ для бюджетных учреждений на 2023 год
Виды расходов бюджетной классификации на 2023 год включают коды, которые необходимы для работы бухгалтеров в бюджетной сфере. Минфин ежегодно корректирует кодировки и правила их применения в увязке с КОСГУ.
14 ноября 2022 Автор: Задорожнева Александра
Что изменится в 2023 году
Ключевое нововведение — меняются КБК и статьи расходов бюджетной классификации на 2023 год: Приказ Минфина № 85н о формировании кодов бюджетной классификации с 1 января 2023 года не применяется. Вместо него действует Приказ Минфина № 82н от 24.05.2022. По нему и определяются КБК и КВР в 2023 г.
Меняется и бюджетная классификация видов расходов на 2023 год по Приказу № 209-н (Приказ Минфина № 137н от 08.09.2022). Учитывайте новые правила при ведении учета с 01.01.2023 и составлении отчетности за 2023 г.
Разграничение безвозмездных поступлений
Безвозмездные поступления разграничили на текущие и капитальные. Уточнили условия, по которым поступления относят к текущим или капитальным, если средства предусмотрены и для капвложений, и для расходов текущего характера:
- если на капвложения запланировали 80 % и больше от общего объема средств, то поступления относят к капитальным;
- если точно определить доли на капвложения и текущие расходы не получается, то поступления относят к текущим.
Изменение кодов доходов
Изменили некоторые подстатьи группы 100 по доходам:
- 129 «Иные доходы от собственности» — включили доходы от использования имущества в доверительном управлении;
- 139 «Доходы от возмещений Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации расходов» — изменили название в связи с объединением ПФР и ФСС;
- 174 «Выпадающие доходы» — разрешили применять, если региональными законами принято решение о списании суммы начисленных доходов.
Изменение кодов расходов
С 01.01.2023 по КОСГУ 224 проводят расходы арендатора на возмещение услуг связи и коммунальных услуг по договорам аренды. Раньше такие расходы проводили по КОСГУ 221 и 223.
Оплата участника закупки за участие в электронной процедуре или закрытой электронной процедуре и с заказчика за проведение таких процедур отражается по КОСГУ 226. В описании статей 240 уточнили, что их применяют и для грантов в форме субсидий. Изменили и название подстатьи 264, теперь название такое: «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме».
В подстатье 269 скорректировали описание по выплатам гражданам, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, заключившим договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления. По статье 320 теперь проводят расходы на оплату контрактов по модернизации нематериальных активов.
Статью 460 по биологическим активам детализируют только подстатьей 462 «Обесценение биологических активов». А подстатью 461 о выбытии таких активов исключили. И доходы от выбытия, и операции по выбытию биологических активов относят на статью 460. А на подстатье 462 отражают снижение стоимости биологических активов из-за обесценения, если оно не связано с изменением справедливой стоимости в процессе нормального использования.
Изменение кодов поступления и выбытия финансовых активов
В описание статей 510, 610 включили операции по возврату и перечислению денег для обеспечения заявки на участие в закупке и обеспечения исполнения контракта.
Изменения в таблице соответствия КВР и КОСГУ
В таблице соответствия кодов изменений немного. Добавили новую увязку — КВР 524 по единым субсидиям с подстатьями 251 и 254 КОСГУ. А увязку КВР 863 и КОСГУ 226 из таблицы убрали.
Что изменили в 2022 году
С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:
- 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
- 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
- 256 — перечисление средств международным государствам.
Что изменили в 2021 году
Еще в 2021 году Министерство финансов РФ ввело новую статью расходов — 246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем» и 247 «Закупка энергетических ресурсов» (п. 48.2.4.6 Порядка № 85н).
Регламент 2021 года дополнен увязками:
- КВР 122 и подстатья 296 в части возмещения должностным лицам ущерба, причиненного их имуществу в связи со служебной деятельностью;
- КВР 730 и подстатья 730 в части бюджетных кредитов, привлеченных от РФ в инвалюте в рамках использования целевых иностранных кредитов.
КВР 247 применяют исключительно в увязке с КОСГУ 223 «Коммунальные услуги». А в 2022 году по коду 247 проводят и комбинированные контракты на поставку тепла и горячей воды (письмо Минфина № 02-05-11/77361 от 22.09.2021). Раньше их проводили по коду расходов 244.
Некоторые увязки КВР и КОСГУ полностью исключили с 01.01.2021. Например, КВР 123 и подстатью 212 КОСГУ, КВР 313 и подстатьи 265–266, шифр вида расходов 323 и подстатьи КОСГУ 220, 261 и 300 больше не применяют в бюджетном учете.
Кроме того, в 2021 году ввели новые подстатьи КОСГУ и сформировали обновленные группировки по категориям лиц и подстатей по увеличению или уменьшению задолженности по заимствованиям, стоимости финансовых активов, дебиторской и кредиторской задолженности (Приказ Минфина № 222н от 29.09.2020):
- 136 — для учета доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, ее применяют для поступления средств при возврате бюджетными и автономными учреждениями субсидий по невыполненному муниципальному заданию;
- 139 — для учета доходов от возмещения ФСС расходов страхователей на предупредительные меры по сокращению профзаболеваний, травматизма, на ней же учитываются и затраты на санаторно-курортное лечение;
- подстатьи статьи 190 теперь не используют для учета кассовых поступлений и выбытий.
Что менялось в 2020 году
В 2020 году в кодификаторы добавили такие увязки:
Код вида расхода
Классификатор операций СГУ
Увязка разрешена, например, для выплат компенсаций стоимости сотовой связи подчиненным
Условия в части признания затрат по капитальному ремонту и капвложениям
Применяйте КВР 454 в увязке со статьей 530 «Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов» (п. 13.3 Порядка № 209н, п. 48.4.4.4 Порядка № 85н)
613, 623, 634, 814
Новое условие применяется к выплатам денежных премий по результатам проводимых смотров-конкурсов
Кроме того, чиновники уточнили, что при отражении расходов на ФОТ осужденных, трудоустроенных в учреждениях ФСИН РФ допустимо использовать увязку КВР 111 с подстатьей 211. При выплате пособий за первые три дня больничного в пользу указанной группы трудящихся применяют увязку КВР 111 и подстатью 266.
Как не пропустить важные изменения
Следите за изменениями в работе с помощью КонсультантПлюс. Настройте индивидуальный профиль и получайте уведомления о новостях и поправках сразу, как они появляются. Инструкции в системе обновляются сразу после изменений и всегда актуальны. Попробуйте бесплатно 2 дня!
Получите бесплатный доступ , чтобы прочитать.
Единый регламент работы
Главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) и получатели бюджетных средств — казенные, бюджетные и автономные учреждения — обязаны вести учет, составлять планы и отчетность по единым нормам и в соответствии с требованиями законодательства. Перечень требований и правил применения специальных кодов, определяющих соответствующие значения бюджетного (бухгалтерского) счета, устанавливается Минфином для всех участников процесса.
Алгоритм работы в части формирования кодов бюджетной классификации на 2023 год установлен в Приказе Минфина № 82н от 24.05.2022. А сами КБК на 2023 год и плановый период 2024–2025 гг. обновили приказом Минфина № 75н от 17.05.2022. С 2023 г. бухгалтеры-бюджетники обязаны работать по-новому.
Кроме того, законодатели скорректировали правила формирования КОСГУ. Утверждена новая редакция приказа Минфина № 209н от 29.11.2017. Работать по старым алгоритмам нельзя. Применение в учете устаревших кодов не допускается, в противном случае руководителя привлекут к ответственности.
Дополнительно: бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: последние изменения
Понятие КОСГУ
По бюджетным нормативам расшифровка КОСГУ — это классификация операций сектора государственного управления. Трехзначный шифр — это часть классификации счета, которая позволяет группировать затраты госсектора в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции. Кодификатор включает в себя группу, статью и подстатью.
С 2016 года коды КОСГУ не применяются получателями средств при формировании планов доходов и расходов, но используются в учете и отчетности. В 2023 году необходимо применять их для учреждений и организаций государственного сектора при составлении рабочего плана счетов, ведении учета и отчетности. В Приказе № 209н указано, что такое КОСГУ в бухгалтерии — коды для оперативного учета в бюджетном учреждении. Порядок утверждения плана счетов бюджетного учета закреплен в Приказе Минфина № 162н (в ред. от 28.12.2018).
Кодификатор операций сектора госуправления представляет собой следующие группировки:
КОСГУ 344 – расшифровка
На подстатью КОСГУ 344 в бюджетном учреждении относят строительные материалы. Еще с 2019 года статья 340 была детализирована целым рядом подстатей, каждая из которых объединяет отдельный вид материальных запасов. Поэтому бухгалтеру порой бывает непросто выбрать нужную подстатью, ведь конкретных закрытых перечней материалов нет ни в Инструкции 157н, ни в федеральном стандарте «Запасы». В статье мы подробно рассмотрим расшифровку подстатьи КОСГУ 344 и разберемся, какие строительные запасы нужно на нее относить.
- Что относится к 344 КОСГУ: расшифровка 2023
- Что относится к строительным материалам по КОСГУ 344
- Строительные материалы: КОСГУ 344 при текущем обслуживании объектов своими силами
Что относится к 344 КОСГУ: расшифровка 2023
Согласно п. 11.4.4 Инструкции № 209н на подстатью 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» относят затраты по оплате контрактов и соглашений на приобретение либо изготовление стройматериалов, за исключением приобретаемых/создаваемых в целях последующих капвложений.
Цели капвложений предполагают расходование запасов на работы по капремонту или реконструкции имущества, в результате которых происходит удорожание стоимости МЦ, учитываемое на подстатье 347 КОСГУ. То есть приобретенные стройматериалы КОСГУ распределяет по шифрам внутри статьи 340 в зависимости от их функционального назначения и с учетом конкретных обстоятельств.
Правильность распределения стоимости стройматериалов в учреждении (что относится к 344 КОСГУ, расшифровка МЦ и т.п.) должна контролироваться работой постоянно действующих комиссий по поступлению и выбытию активов. Именно комиссии определяют хозяйственную направленность приобретенных МЦ: какие стройматериалы следует распределить на КОСГУ 344, что относится на другие подстатьи. Заключение об отнесении стоимости материалов на соответствующий аналитический код должно быть сформировано и документально оформлено исходя из условий использования актива (п. 34 Инструкции, утв. Приказом Минфина № 157н от 01.12.2010).
Что относится к строительным материалам по КОСГУ 344
Приобретение активов, которые можно отнести как к стройматериалам на КОСГУ 344, так и к ОС (КОСГУ 310) зачастую ставит бухгалтера в тупик. Например, раковины, мойки, унитазы и другая сантехника использоваться автономно без подключения к системам водоснабжения и водоотведения не может. В соответствии с п. 99 Инструкции № 157н эти объекты относят к группе запасов независимо от срока эксплуатации. То есть фиксировать их стоимость на подстатье 310 КОСГУ нельзя. Если сантехнические изделия приобретены учреждением для производства ремонтных или строительных работ, то затраты по ним следует отнести на КОСГУ 344. При этом стоимость сантехники, купленной для текущих надобностей предприятия, например, пополнения запаса или срочной замены поломавшегося оборудования, должна быть учтена на подстатье 346 КОСГУ, то есть на прочих расходах, поскольку эти работу будут считаться поддержанием оборудования в нормальном состоянии, но не ремонтом.
А вот приобретение светильников, которые могут функционировать самостоятельно и имеют срок службы более года, относят на код 310, как объекты ОС. Но не все так однозначно. Если осветительное оборудование, например, светильник светодиодный, куплено для монтажа системы освещения согласно сметной документации и договора на текущий ремонт без удорожания объекта (то есть не увеличивает капвложения учреждения), то оно считается электротехническими материалами и его стоимость должна быть отражена на подстатье 344 КОСГУ, расшифровка которой предусматривает такие операции. Если же подобные работы запланированы как капремонт либо реконструкция, то есть.
Также рассмотрим несколько конкретных материалов, которые часто закупаются бюджетным учреждением и порой вызывают вопросы даже у опытных бухгалтеров), например:
- Краска — относится к подстатье КОСГУ 344;
- Краны, в том числе краны шаровые, смесители — подстатья 344;
- Некоторые электротовары — электроды, изолента — подстаться 344;
- Метизы, саморезы, гвозди — подстатья 344;
- Пена монтажная – подстатья 344;
- Муфта соединительная — подстатья 344;
- Дверной доводчик — подстатья 344.
Нередко вопросы вызывает и другая популярная дверная фурнитура — замки. Если требуется установка замка, то есть речь идет о замке врезном, то его следует отнести на подстатью КОСГУ 344. Если монтаж не требуется, то есть замок навесной, то применяется подстатья КОСГУ 310.
Строительные материалы: КОСГУ 344 при текущем обслуживании объектов своими силами
Еще один весьма важный вопрос возникает перед бухгалтерией учреждения, если закупаются стройматериалы для текущего обслуживания здания (например, розетки, кисти, арматура, унитазы, раковины, уплотнители), а работы оно осуществляет своими силами, т.е. без заключения договора на проведение текущего ремонта. Задействована ли при этом 344 статья КОСГУ или стоит отнести эти расходы на прочие материалы по коду 346 КОСГУ?
В соответствии с разд. 2 Методических рекомендаций к стандарту «Запасы» (письмо Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075) стройматериалы, приобретенные для производства текущих строительных работ здания, не связанных с капвложениями, отражают по подстатье КОСГУ 344. В этой ситуации не играет роли тот факт, что учреждение договор на осуществление текущего ремонта не заключает, а работы ведутся хозспособом – расходы увеличивают стоимость запасов на подстатье 344 КОСГУ.
В то же время стройматериалы, изготовленные или купленные для ремонта имущества движимого (к примеру, мебели) следует фиксировать на подстатье 346 КОСГУ.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
На какую КОСГУ отнести покупку товаров для ремонта помещения?
О. Я. Решетова
автор ответа, консультант Аскон по трудовому праву и бухгалтерскому учету в бюджетных организациях
Вопрос
Производим закупку сверл, кисти радиаторной, рулетки и валика для ремонта помещения. Подскажите, пожалуйста, КОСГУ для данной закупки.
Ответ
Сверла, кисти радиаторные и валики для покраски отражаются по подстатье 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ, если приобретаются для целей проведения ремонтных работ помещения и не связаны с капитальными вложениями. Рулетку также отразите по подстатье 344 КОСГУ – если приобретаете для целей проведения ремонтных работ помещения. Если же приобретаете для плановой замены, не в рамках проведения ремонта, а с целью замены устаревших, вышедших из строя, не для целей капитального ремонта, то отражайте по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.
Обоснование
- если материальные запасы приобретаются в целях строительных работ, не связанных с капитальными вложениями (например, текущий ремонт здания), в том числе для осуществления работ своими силами, применяется подстатья 344 КОСГУ;
- если материальные запасы приобретаются для замены перегоревших/вышедших из строя элементов, для ремонта движимого имущества — объектов нефинансовых активов (например, ремонт мебели), применяется подстатья 346 КОСГУ».
Дополнительные материалы по вопросу, размещенные в СПС КонсультантПлюс
2.1. Как отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете поступление строительных материалов
Приобретение стройматериалов отражайте по следующим подстатьям КОСГУ
(Письма Минфина России от 20.03.2020 N 02-08-05/22042, от 02.07.2019 N 02-08-05/48683, от 26.04.2019 N 02-08-10/31391, Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, применяемая в 2021 году):
- 344 (в увязке с КВР 243 или 244) — если приобретаете их для строительных работ (в том числе капитального и текущего ремонта), не связанных с капитальными вложениями. То же касается работ, производимым хозяйственным способом;
- 346 — если предполагаете использовать стройматериалы для ремонта объектов движимого имущества (например, мебели) или проведения учебной практики обучающихся (в увязке с КВР 243 или 244);
- 347 — если расходы осуществляются для целей капвложений, в том числе для проведения капремонта, в увязке с КВР 243, 244, 407 (КВР 407 применяют только бюджетные и автономные учреждения) или 414 (КВР 414 применяют только казенные учреждения).
Вопрос: Об учете санитарно-технических и электротехнических материалов, используемых в строительных работах в рамках текущего ремонта, и применении КОСГУ в отношении расходов на их приобретение.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 марта 2020 г. N 02-08-05/22042
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение от 19 февраля 2020 года и сообщает следующее.
Вместе с тем сообщаем следующее.
Единый порядок ведения бухгалтерского учета реализуется в соответствии с положениями приказов Министерства финансов Российской Федерации:
— от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н);
— от 29 ноября 2017 г. N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (в редакции приказа от 13 мая 2019 г. N 69н) (далее — Порядок N 209н).
В соответствии с пунктом 99 Инструкции N 157н к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости.
Согласно пунктам 117 и 118 Инструкции N 157н материальные запасы (санитарно-технические материалы и электротехнические материалы) учитываются на аналитическом счете счета 0 105 00 000 «Материальные запасы», содержащего аналитический код вида синтетического счета 4 «Строительные материалы».
Следует отметить, что согласно приложению к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 597/пр «О формировании классификатора строительных ресурсов» сформирован классификатор строительных ресурсов, объектами классификации которых являются строительные ресурсы (материалы, изделия, конструкции, оборудование, машины и механизмы).
Согласно положениям Порядка N 209н отражение расходов на приобретение материальных запасов зависит от их экономического содержания и от целевого (функционального) назначения.
Расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление строительных материалов (за исключением используемых для капитальных вложений), в том числе санитарно-технических материалов и электротехнических материалов, используемых при осуществлении строительных работ в рамках текущего ремонта (включая работы, осуществляемые хозяйственным способом), подлежат отражению по подстатье 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ.
Одновременно сообщаем, что Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступность всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами ведомства.
Приказ N 209н, регулирующий порядок применения классификации операций сектора государственного управления, изменения к Приказу N 209н, утвержденные приказом от 13 мая 2019 года N 69н, а также методические материалы с учетом последних изменений размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в рубрике «Бюджет», подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации».
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В.СИВЕЦ
О. Я. Решетова
автор ответа, консультант Аскон по трудовому праву и бухгалтерскому учету в бюджетных организациях
Источник https://gosuchetnik.ru/bukhgalteriya/kvr-i-kosgu-v-2017-godu-dlya-byudzhetnykh-uchrezhdeny
Источник https://spmag.ru/articles/344-kosgu-rasshifrovka
Источник https://www.ascon-spb.ru/navigator/faq/na_kakuyu_kosgu_otnesti_pokupku_tovarov_dlya_remonta_pomescheniya_/